Зарождение паркета в Европе

Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 – начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Полы в жилых помещениях покрывались более скромно – досками, которые не вызывали у обитателей ничего кроме однообразной скуки и монотонности, поскольку были сработаны грубо и однотипно, пускай даже покрытые лаком или краской и отменно выстроганные. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы, которые, уложенные особым образом, намного разнообразили серый быт горожан. Так возник штучный паркет. В Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати. Так в европейских государствах паркет достиг своей высокохудожественности.


Паркет в России в XVI столетии

Можно с полной уверенностью сказать, что первыми паркетными полами в России были полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета («дубовые кирпичи») и массивной паркетной доски. История паркета в России начинается приблизительно с 16 столетия – когда помимо настилаемых дощатых полов, состоящих из больших массивных досок во всю длину помещения, начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой». Их выкладывали на грубо сработанное основание из мягких пород древесины – преимущественно сосны. На Руси в те времена была широко популярна резьба по дереву, которая дала толчок для зарождения и развития художественного паркета на российских землях. Сначала он изготавливался русскими мастерами-паркетоукладчиками на щитовой основе (щитовой паркет). Самым востребованным размером являлись щиты величиной два на два аршина, что в пересчете на современные единицы длины равно 1,42*1,42 метра. Намного реже, но встречался щитовой паркет, уложенный на щиты величиной 1,5 на 1,5 аршина (1,07*1,07 метра соответственно) и 5 на 3 аршина (3,55*2,13 метра в пересчете на современные единицы измерения пространства). Художественный паркет выполняли обычно 2 способами – интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах. Изготовлялся деревянный настил и методом расколотых по всей длине бревен. Подчас они настилались прямо на глинобитные полы (особенно в южных регионах), но также крепилась к балкам и гвоздями из дерева.

Заменители натурального паркета

Как ни хороши виды натурального паркета, они имеют определенные недостатки:

  • сложны в укладке;
  • требуют много времени для укладки паркета;
  • часто требуют дополнительной обработки поверхности после укладки (шлифовка и лакировка паркета);
  • чувствительность к изменениям температурно-влажностного режима;
  • высокая стоимость напольного покрытия;
  • большой расход ценных пород на создание пола.

Заменители натурального паркета — трехслойная паркетная доска и ламинат — призваны избежать некоторых недостатков полов из натурального дерева.

Художественный паркет

Художественный паркет представляет собой штучный паркет, уложенный сложным рисунком. Художественная укладка паркета использует различные породы дерева — дуб, ясень, клен, мербау и пр. Художественная укладка требует сложной и длительной ручной работы, и поэтому очень дорога. Современные технологии позволяют автоматизировать изготовление художественного паркета. На специализированных станках(например Presix) изготавливают розетки и фризы, используемые при укладке штучного паркета.